Приглашаем посетить сайт
Грибоедов (griboedov.lit-info.ru)

Панасенко Наталья: Одесское окружение Корнея Чуковского

Морiя, № 5768
2008

Сведения об одесских знакомых К. И Чуковского отрывочны, разнородны и, как правило, скудны (отдельно разрабатывались только Б. Житков и В. Жаботинский).

Отправная точка изучения этой темы - дневник Корнея Ивановича. Первая запись в нем датируется 24 февраля 1901 г., но уже во второй строчке читаем: "Не первый год пишу я дневник /.../"1. А чуть позже приводится "сохранившаяся страничка от прежнего дневника" от 27 сент. 1898 г.2 В 1957 г. Чуковский пишет, что пропали десятки тетрадей его дневника3. Публикатор то и дело отмечает: "Вырван лист", "отрезан верх страницы", "вырезано несколько строк"... И если пропажу целых тетрадей можно объяснить неизбежностью невольных потерь длинной жизни, то указанные "купюры" сделаны, конечно же, сознательно. В письме Лидии Чуковской из Одессы, как только доходит до пункта "знакомые", так оказывается - "конца нет"4. Складывается впечатление, что уничтожались именно сведения о знакомых.

Таким образом, только по количеству упоминаний о человеке в дневнике трудно, а иногда невозможно, судить о характере и значимости их отношений. Не говоря о том, что неизвестными остаются время и обстоятельства знакомства.

В дневнике и других источниках насчитывается порядка ста названных одесситов. Найти хоть какую-то информацию о трети из них - нет никакой надежды. Остальные - люди интеллигентные и по отношению к власти настроенные, как минимум, оппозиционно.

Юный Коля Корнейчуков, познакомившись в 14 лет с Писаревым5, читавший и передовых публицистов в легальной печати, и запрещенную литературу, которой его снабжал Моник Фельдман6 , несомненно, тоже прикоснулся к революционному движению. Но Чуковский был не из тех, кто, однажды очаровавшись какой-то мыслью, держится за нее, зажмурившись, до последнего. Он был революционен по самому способу мышления, вырабатывал собственный взгляд на каждую проблему, умел оценивать и переоценивать самостоятельно. Независимость не позволила ему войти "в штопор". Однако, от увлечения революционной идеей - до признания этой идеи пагубной - прошло довольно много времени.

Необходимость государственных и общественных преобразований была ясна почти всем. Каждый только решал, будет ли он споспешествовать этим переменам, и, если да, то в какой мере. Для кого-то революция стала главным делом. Чуковский же, не перестав сочувствовать, не разрывая связей, сделал выбор в пользу литературы. Если следы эволюции его взглядов и были в дневнике, то они пропали вместе с утраченными страницами и тетрадками. В сохранившихся записях, воспоминаниях и переписке можно найти только слабые отголоски содействия революционерам.

По просьбе Мейера Чуковский прятал у себя в погребе прокламации7.

Приютил бежавшего из Сибири подпольщика, приведенного Борисом Житковым8.

Дал ночлег скрывавшемуся от полиции М. Лембергу9.

Я. Шатуновский, арестовывавшийся неоднократно, а в начале своей революционной биографии сотрудничавший с Троцким, пишет Чуковскому: "/.../ а мы с Вами, хоть и слыли левыми, а все же уцелели"10.

Дневниковая запись от 10 февр. 1905г. "Насморк. Был вчера у m-me Де-Буше"11"Искры".

В делах Департамента полиции он прямо назван в числе лиц, занимавшихся политической пропагандой.12

Л. К. Чуковская в книге "Памяти детства" вспоминает, что у них дома в Куоккале "то собирали деньги, то оказывали тайный приют политическим беглецам, перебиравшимся через финскую границу".13 Когда Мария Борисовна предупреждает детей, что нельзя "спрашивать папу о его папе" и они начинают гадать, почему, шестилетняя Лида высказывает предположение: "Может быть он из тюрьмы? /.../ Прячется. Боится. Когда из тюрьмы, они тоже не велят говорить".14 Очевидно, что бежавшие из тюрьмы для них - явление рядовое.

Но все же самый активный период, вероятно, завершился к 1901 г. (Может, потому дневник и существует именно с этого года.) 27февраля 1901г. Чуковский записывает: "Уже больше 3-х лет не было у меня такой пустоты, как сейчас. Интеллектуальной жизни для меня почти не существует. Страдать от какой-нибудь идеи, от "теории" я теперь не умею". И в тот же день вечером: "Мой дневник похож на дневник лавочника. Какие-то метеорологические заметки, внешняя мелочь... Ну так что ж? /.../ мелочи мне теперь на руку. Довольно я с крупным поинститутничал".15 Это не было отступлением, вызванным волной арестов. Чуковский сознательно избрал другой жизненный путь. "Только труд был в глазах его свят, - писала Лидия Корнеевна, - труд пахаря и лесоруба, учителя, врача, рыбака, каждого художника, белошвейки или столяра, но "профессиональных революционеров" трудящимися он не почитал /.../ политика в качестве профессии! профессиональная политическая работа! нет, это не работа! Не труд".16

Были люди, которые в период реакции не просто отходили от активной деятельности, но даже отказывали подпольщикам в той помощи, которую всегда оказывала интеллигенция. А после революции встраивались в ряды большевиков и членами партии числились с какого-нибудь 1893 г.

Чуковский не только не вспоминал о своей причастности к революционному движению17, но вообще на общественную жизнь не отвлекался. При этом, все время принимал в ком-нибудь участие, за что Фрида Вигдорова называла его Директором Треста добрых дел.18 Корней Иванович помогал гонимым Анне Ахматовой и Михаилу Зощенко, семьям заключенных, защищал И. Бродского, А. Синявского и Ю. Даниэля, у него подолгу жил опальный А. Солженицын, он ходатайствовал в редакциях о рукописях молодых авторов, в райисполкомах - о квартирах, устраивал людей в больницы и институты...19 Но Р. Орловой как-то сказал: "А вот я дожил до таких лет, потому что я никогда не ходил на собрания. Всегда считал, что главное - написанная строка. Только так мы можем противостоять ИМ. /.../ Все ваши собрания - это борьба за трамвайную правду".20 И Т. Литвиновой он говорил, "что очень неправильно для человека, который несет какой-то культурный заряд, тратить себя на трибуну".21

Об окончательном расставании с революционной идеей в пользу мирного прогресса можно судить по дневниковой записи 22 октября 1967 г.: "Теперь последние сорок лет окончательно убедили меня, что революционные идеи - были пагубны - и привели [не дописано. - Е. Ч.]"22 Возможно, то, что не дописано, было сказано в разговоре: "Нельзя было начинать такое в нищей, безграмотной, крестьянской стране. В стране, где мало было интеллигенции".23 И, проецируя опыт прошлого на происходящие события, о суде над диссидентами Чуковский написал: "Мне кажется, это - преддекабристское движение, начало жертвенных подвигов русской интеллигенции, которые превратят русскую историю в расширяющийся кровавый поток".24

Главный вопрос, о который разбивалось единство революционеров - это способ и цена достижения цели. Сколько нужно жертв, сколько можно пролить крови для получения желаемого результата?

Оттого, что за революционную идею агитировали люди чрезвычайно привлекательные, благородные и жертвовавшие тогда только собой, она была особо убедительна. Порыв, героизм, переворот - не только эффектнее тихого и долгого просветительства, мирного реформирования. Для людей, которые еще не знали, что ждет их и страну, революция казалась и несравнимо эффективней.

Чуковский выбрал долгий путь просветителя, без гарантии победного результата хотя бы в конце.

1 Чуковский К. Дневник.//Собр. соч. в 15-ти т. - Т. 11. - М., 2006. - С. 15.

3 Чуковский К. Дневник.//Собр. соч. в 15-ти т. - Т. 13. - М., 2007. - С. 232.

4 Чуковский К., Чуковская Л. Переписка: 1912 - 1969. М., 2003. - С. 36.

5 Чуковский К. Дневник.//Собр. соч. в 15-ти т. - Т. 13. - М., 2007. - С. 217.

6 Чуковский К. Борис Житков.//Собр. соч. в 15-ти т. - Т. 5. - М., 2001. - С. 341.

7 Чуковский К. Дневник.//Собр. соч. в 15-ти т. - Т. 13. - М., 2007. - С. 222-223.

8 Чуковский К. Борис Житков.//Собр. соч. в 15-ти т. - Т. 5. - М., 2001. - С. 341.

9 Чуковский К. Дневник.//Собр. соч. в 15-ти т. - Т. 13. - М., 2007. - С. 263.

10 Российская Государственная библиотека, отдел рукописей. - Ф. 620. - К. 73. - Ед. хр. 16. - Л. 1.

11 Чуковский К. Дневник.//Собр. соч. в 15-ти т. - Т. 11. - М., 2006. - С. 111.

12 Чуковский и Жаботинский. Автор и составитель Е. Иванова. - М. -Иерусалим, 2005. - С. 52.

13 Чуковская Л. Памяти детства. - Спб, - 2000. - С. 80.

14 Там же. - С. 164-165.

15 Чуковский К. Дневник.//Собр. соч. в 15-ти т. - Т. 11. - М., 2006. - С. 18,19.

Как раз за три года до того, в начале 1898 г., были ликвидированы наиболее серьезные революционные организации Одессы, Николаева, Елисаветграда, Екатеринослава... Возможно, под "крупным" Чуковский имел в виду свою прикосновенность к работе этих кружков.

16 Чуковская Л. Почерк.//Сочинения в 2-х т. - Т. 1. - М., 2001. - С. 294-295.

17 В какое-то время эта причастность была даже опасной, т. к. среди его знакомых были меньшевики, эсеры, бундовцы, большевики, "оказавшиеся врагами народа".

Интересно, что воспоминания о "Сигнале", написанные в 1958 г., тогдашний редактор "Юности" В. Катаев печатать в журнале отказался. Сказал: "Мы не хотим делать из вас революционера".

(Дневник.//Собр. соч. в 15-ти т. - Т. 13. - М., 2007. - С. 281)

18 Орлова Р., Копелев Л. Мы жили в Москве:1956-1980. - М., 1990. - С. 314.

20 Там же. - С. 313. Орлова Раиса Давыдовна (1918-1989) - писательница.

21 Там же. - С. 216. Литвинова Татьяна Максимовна (р. 1918) - переводчица.

22 Чуковский К. Дневник.//Собр. соч. в 15-ти т. - Т. 13. - М., 2007. - С. 448.

23 Орлова Р., Копелев Л. Мы жили в Москве:1956-1980. - М., 1990. - С. 313.

24 Чуковский К. Дневник.//Собр. соч. в 15-ти т. - Т. 13. - М., 2007. - С. 454.

Александр Мейер

"Мимо проходит белобрысый и безбровый гимназист, которого мы все называем Спиноза. Это восьмиклассник Людвиг Мейер из нашей гимназии. У самого подбородка он держит книгу и читает ее на ходу". "Он читает всегда и везде, в самых неподходящих местах: в булочной, в купальне, на кладбище, и потому кажется мне самым ученым и самым умным человеком на свете".

"У него есть способность превращать всякое место, куда бы он не попал, в ученый кабинет или в читальню".

"Странная у него дружба с Иглицким: чуть они встретятся, тотчас же начинают говорить о непонятных вещах, сначала благодушно и мирно, потом глаза у них краснеют от злобы и оба начинают ругаться. -Слизняк! Спенсерист! Постепеновец! - кричит дискантом Иглицкий.

-Робеспьерик! - с тихим презрением отвечает Спиноза. - Нужно быть дегенератом, чтобы думать, что предпосылкой революционного действия…"

К. Чуковский. "Гимназия", "Серебряный герб"

Долгое время о Мейере можно было прочитать только в автобиографической повести К. Чуковского "Серебряный герб".1 Так он и оставался эпизодическим персонажем с выдуманным, подчеркнуто немецким именем Людвиг вместо реального - Александр до самых недавних перестроечных времен, когда были изданы воспоминания Н. П. Анциферова2 , Д. С. Лихачева3 и М. М. Бахтина4 с их рассказами об А. А. Мейере. Отзывы - только восторженные: замечательная фигура, исключительный человек...5 "Самое главное в Мейере - это гениальность самой его личности, - писал Лихачев. - У нас его мало знают именно потому, что в своем творческом общении Мейер растворялся в других. Г. Федотов6 <…> долгие годы жил отражением идей Мейера".7 Кроме воспоминаний опубликовано несколько мейеровских статей8

В биографии пока немало пробелов и неточностей. Мейера носило по всей Российской империи (революционная работа, ссылки, тюрьмы), поэтому документальные свидетельства тоже развеяны, и это объясняет трудность установления фактов. Очевидно, что целое можно будет восстановить лишь после опубликования всего, что сохранилось в архивах бывшего СССР.

Почти половина жизни Мейера приходится на Одессу, где он родился. В метрической книге кафедрального Преображенского Собора записано:

" 1875 г. 10 сентября рожден, 23 ноября крещен Александр.

Родители: инспектор Одесской 2-й прогимназии коллежский асессор Александр Карлов Мейер и законная жена его Елена Даниловна. Отец лютеранского, а мать православного вероисповедания.

Восприемники: коллежский советник Генрих Иванович Нейкирх и жена Протоирея Михаила Ильина Диевского Анна Даниловна".9

Отец, Александр Карлович, родился в 1843 г. в с. Виценгоф Лифляндской губернии. В Одессу переехал в 1871 г. из Кишинева. Преподавал немецкий, греческий и латынь. Первое время служил во 2-й мужской гимназии и институте благородных девиц ,10 а в 1874 г. Александр Карлович вступил в должность инспектора 2-й прогимназии, находящейся тогда на Соборной площади в доме Рокко (№2 по сегодняшней нумерации). Там же, при прогимназии полагалась казенная квартира, где они с женой поселились и прожили до 1880 г. 11 , т. е., будущий философ, скорее всего, родился именно в этом доме. Отец умер, не дожив до сорока лет.12 Вот что пишется об этом в "Историческом очерке Одесской 2-й прогимназии": "Причин отсутствия многих документов и вообще дурного ведения архива много, но главная из них: болезненное состояние бывшего инспектора Мейера во все время управления им прогимназией (1874-80), не позволявшее ему вникать в дело управления и заставившее его с первых дней службы вполне довериться письмоводителю. <…> Эти беспорядки в делопроизводстве были обнаружены в январе 1880 г. при вступлении в должность инспектора Э. Ронталера, причем сдачи Мейером имущества и дел прогимназии не было, т. к. он оказался душевнобольным".13 Разумеется, до крайнего состояния Мейер-старший доходил постепенно. В 1878 г. он еще издал свой перевод лекций Г. Боница "О происхождении гомеровских поэм". И на умственных способностях детей болезнь отца не сказалась. Впоследствии Д. С. Лихачев сказал об А. А. Мейере, что "он больше состоял из мыслей, чем из тела".14

Учился Александр Мейер в 3-й гимназии. При каких обстоятельствах он оставил ее, где получил свидетельство зрелости и продолжил ли образование в каком-нибудь университете - не выяснено. Из всех опубликованных вариантов ни один не соответствует действительности, что явствует из полицейских материалов.

Из показаний Якова Бограда15 : "В апреле настоящего года /1895 - Н. П. / Мейер пришел ко мне на квартиру <…> и обратился с просьбой дать ему десять рублей, уплатить за право держания экзамена при гимназии".16 То ли он экзаменов не сдал, то ли не сдавал вовсе, но в июне того же года он был арестован, а в деле "О высылке в Архангельскую губ. Мейера и др." в описи препровождаемым документам есть лишь "свидетельство о его выбытии из 8 кл. од. 3-й гимназии". 17 Таким образом, твердо можно сказать, что к моменту ареста гимназии Мейер не окончил и в университет, соответственно, не поступил. В архивном фонде Новороссийского университета и в печатных справочниках его имя не встречается и позже.

Об участии Мейера в революционном движении сейчас упоминают предельно кратко, поскольку хвалить за это уже нельзя, а ругать особо не за что. Но на Одессу приходится именно этот период, и его из биографии не вычеркнешь.

История, завершившаяся арестом, была типичной. Из показаний обвиняемого Туневича: "Еще в 5 кл. гимназии я вместе с Мейером начали сообща читать русских писателей-беллетристов, так продолжалось до весны 1893 г., когда я уехал в деревню к отцу. Вернувшись осенью того же года в Одессу, Мейер сообщил мне, что познакомился с некоей Прасковьей Тыченко и что он уже читает не беллетристов, а Шелгунова - его статьи по политической экономии".18 Еще одно свидетельство: " Мейер <…> принялся за изучение политической экономии именно под влиянием Прасковьи Тыченко, с которой он носился так, что обратил на себя внимание товарищей. / Она - Н. П. / несомненно и распропагандировала Мейера".19

Девушка, о которой шла речь, - домашняя учительница Прасковья Васильевна Тыченко. Еще в 1892 г. она привлекалась к дознанию по делу о революционных кружках саморазвития. В декабре 1893 г. дознание в отношении Тыченко прекратили с установлением за ней негласного надзора,20

Социал-демократический кружок, в который входили она и Мейер, был ликвидирован в июне 1895 г. (По делу обвинялось 57 человек.21 ) На сегодня особый интерес представляет эпизод ареста двух участников.

Когда схватили на вокзале Жолткевича, Халпакчи успел убежать к Чичинадзе, квартировавшему у С. Макри, где они вдвоем (Халпакчи и Жолткевич) принялись уничтожать имевшуюся нелегальную литературу. Тут их и арестовали.22

Адрес, по которому не в первый раз остановился Чичинадзе, названный в материалах дела приятелем Жолткевича и Мейера23, очень важен.

Спиридон Макри в 1895 г. закончил 3-ю гимназию24 (ту же, где учился Мейер). К. Чуковский в детстве жил в доме, принадлежащем семье Макри. Спиридон Герасимович стал позже крестным невесты Корнея Ивановича, поручителем на их венчании, восприемником сына, племянницы и т. д.25

А в дневнике К. Чуковского есть запись: "Сейчас перечел "Записные книжки" Блока <…>. Упомянут там и Мейер, которого я знал в Одессе".26 Как Корней Иванович познакомился с Мейером, можно ответить почти наверняка: через Спиридона Макри. А вот когда - вопрос открытый. Мейеру в 1895 г. было 20 лет, Чуковскому - 13. Серьезная разница на тот период. Когда же Мейер вернулся в Одессу из ссылки, Чуковский уже журналист, они - два взрослых человека, у которых больше оснований для каких-то отношений. Другой вопрос - как и сколько эти отношения продолжались? Корней Иванович в дневниковой записи уместил все в три предложения: "Он / Мейер - Н. П. / был сперва революционер, приносил мне пачки прокламаций, кот. я прятал в погребе, - потом стал нео-христианином. Всю жизнь оставался бедняком. Иногда приходил ко мне ночевать и нудными словами пытался обратить меня в православие".27

Бедность - это состояние самое простое и понятное. А о раннем ее периоде есть документальное свидетельство. В июле 1897 г. в связи с ходатайством Александра Александровича Мейера "о выдаче ему казенного пособия на содержание, за неимением собственных средств", Архангельский губернатор обратился к Одесскому градоначальнику: "Для выяснения прав названного ссыльного на просимое им пособие, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство уведомить меня, не имеется ли на родине Мейера каких либо имений и капиталов, от которых он мог бы существовать без казенного пособия, или нет ли у него родственников, которые изъявили бы согласие обеспечить его существование в ссылке". На что вскоре последовал ответ: " А. А. Мейер, как оказалось по собранным сведениям, на родине в Одессе никакого движимого и недвижимого имущества не имеет, а равно и капитала, из родственников в Од[ессе] проживает брат его Владимир 19 лет от роду, который частно занимается преподаванием уроков и на добываемые средства существует, - оказать же пособие на существование брату он совершенно не имеет возможности".28

Переход из революционеров в религию тоже объяснить несложно. Дрейфы в обоих направлениях известны.

Что касается нелестного отзыва об агитаторских способностях, то он, возможно, вызван неприятием Чуковским религии в принципе. Бахтин и Лихачев рассказывали, что "Мейер пользовался очень большим успехом, влиянием среди слушателей" 29 , "когда в арестантской роте он читал лекцию, большинство публики не понимало, о чем он говорит, но покорены его обаянием были все".30

Сложнее совместить уход в религию с пребыванием в Одессе. Вся имеющаяся информация до 1905 г., когда Чуковский переехал в Петербург, свидетельствует, что в тот период Мейер еще был революционером. С 15 июня 1895 г. Мейер содержался в одесском тюремном замке31 до января 1897 г., когда "по повелению Государя Императора" был сослан на 4 года в Архангельскую губернию.32 После окончания срока ему было запрещено "проживание в некоторых местностях, и в том числе в городе Одессе /.../ по 8 января 1902 года"33 Несмотря на это, он побывал в Одессе гораздо раньше дозволенного времени. В рапорте от 21 февр. 1901 г. пристав Херсонского участка донес полицеймейстеру, что "в доме №5 по Херсонскому спуску с 4 февраля проживал сын коллежского асессора Александр Александров Мейер, который 14 сего мес. февраля выбыл в Кременчуг /.../"34 В марте 1902 г. супруги Мейер возвращаются, наконец, в родной город и вносятся в список лиц, состоящих под негласным надзором полиции ,35 благодаря которому сегодня о поднадзорных кое-что известно. (Женой А. Мейера стала та самая Прасковья Тыченко. Обвенчались они не в Одессе. В ГАОО сохранились два прошения Александра Александровича, датированные 23 и 28 января 1897 г.: одно - о предоставлении свидания с "заключенной в ТЗ П. Тыченко", другое - о передаче ей письма.36)

37

По данным на 17 марта 1903 г. "супруги Мейер проживают в д.№9 по Старопортофранковской ул., кв. 6. <…> Совместно с ними живет дочь 2 гильдии купца Вера Федоровна Пластинина - 18 лет, подготовляющаяся на звание акушерки. <…> Александр Мейер занимается здесь преподаванием уроков в частных домах и, кроме того, имеет занятие на газовом заводе, находящемся в р-не Пересып[ского] полиц[ейского] уч[астка]."38

2 мая Мейер со Старопортофранковской перебирается в дом №18 по Коблевской улице.39

А потом он оказывается причастным к устройству в Баку нелегальной типографии "Нина", за что ссылается в Среднюю Азию. К. Исупов ошибочно датирует это событие 1904 г.40. Оно могло произойти не раньше 1905-го. Сохранилось присланное Одесскому полицеймейстеру уведомление от 6 окт. 1904 г.: "Привлеченный к производящемуся при Бакинском Губернском жандармском управлении дознанию, по обвинению в Государственном преступлении и состоящий под негласным наблюдением сын Коллежского Асессора Александр Александров Мейер выехал из гор. Киева в гор. Одессу.

Уведомляя о сем, прошу о времени прибытия Мейера в гор. Одессу и учреждении за ним наблюдения, сообщить мне и Начальнику Одесского Охранного отделения".41 Пристав Петропавловского участка отрапортовал, что "А. А. Мейер, поселившийся в д. №21 по Манежной ул., прибыл из Киева 27 сент. и что за ним учреждено негласное наблюдение".42

В полицейских сводках Одесского градоначальства имя Мейера встречается и в 1905 году.

"января 24 дня 1905 г.

<…> в ночь на 23 сего января пристав Мих[айловского] уч. Погребной совм. с пом. пристава Азарьевым, околоточными надзирателями / 5 чел. - Н. П. / и городовыми /15 чел. - Н. П. / прибыли в дом Горчакова №51 по Прохоровской ул. в помещение училища "Женское Профессиональное училище" Елизаветы Моисеевны Аксельбанд и субботняя вечерняя школа для взрослых, где обнаружено собрание 136 человек. По лестнице на 3 этаж в помещ. школы нек. лица направлялись в школу, а нек. выходили из шк., но заметив чинов полиции побежали в школу, дали знать находившимся там лицам о появлении полиции. Коридор училища был переполнен молодыми людьми, преимущественно евреями рабочими, которым было предложено зайти в классы; на полу в коридоре было обнаружено много прокламаций <…>. По личному обыску всех находившихся в школе 136 человек, ничего предосудительного не найдено, т. к. они успели до входа полиции разбросать по помещению и в выбитое стекло в окне на улицу много прокламаций.

<…> по субботам временно заведывает учительница Хая Геллер, которая находилась здесь, при появлении полиции, и с ней же были, назвавшиеся преподавательницами: по арифм. и русс. яз. од. мещ. Малка Гершева Тульчинская, по арифм. оргеев. мещ. Эйдя Лейбова Полинковская, по арифм. лоевская мещ. Броха Хаимова Серебрянская, по русс. яз. люблинская мещ. Тауба Срулева Бернштейн и по географии и истории сын Коллеж. Асессора Александр Александров Мейер <…>"43

И, наконец,: "30 янв. 1905 г. из д. №21 по Манежной ул. выбыл в Харьков, состоящий под негласным наблюдением А. А. Мейер".44

Ф. И. Гиренок и И. А. Дмитриева, основываясь на анализе статей Мейера, относят трансформацию его мировоззрения к 1906-1907 годам. В 1906-м он "сотрудничал в газете " Русский Туркестан", где стал известен сначала как марксист, а потом как критик марксизма <…>. В работах по анархизму /опубликованных в 1907 г. - Н. П. / Мейер делает первые попытки подойти к идее личности. Но эта идея оказалась несовместимой с революционной практикой и Мейер пытается обрести ее в религии".45

Географически этот период выглядит приблизительно так: Баку, Ташкент46, потом, вроде бы, побег в Финляндию, и то ли в конце 1906-го, то ли в 1907 г. - Петербург47.

Чуковский переехал в Куоккалу осенью 1906 г. 48 То есть, оставаться ночевать и нудными словами пытаться обратить в православие Мейер мог уже в Куоккале или в Петербурге.

В дневнике Чуковского есть еще неразъясненная запись от 12 мая 1906 г.: "Сегодня нечто таинственное: приехала Паша в Питер и заявилась к нам на квартиру. Нина не запомнила ее адрес, и теперь мы не можем объяснить себе эту таинственность".49 В именном указателе "Паша" обозначена как двоюродная сестра Корнея Ивановича и няня Коли.50

Маловероятно, чтоб няня, которая, вдобавок, - приехавшая из глубокой провинции близкая родственница, сняла в Петербурге отдельное жилье. Она бы поселилась у Чуковских. И уж совсем не подходит в данной ситуации глагол "заявилась". Если же Паша - это привыкшая конспирироваться Прасковья Мейер (бывшая Тыченко), то тогда таинственность объяснима. Но искать подтверждения изложенным версиям нужно ближе к месту событий.

… Он преподавал, принимал деятельное участие в работе Религиозно-философского общества, был членом-учредителем знаменитой "Вольфилы"51 За организацию кружка "Воскресенье"52 опять был арестован и попал на Соловки. Здесь он познакомился с Лихачевым, который уже в воспоминаниях написал: "Для меня разговоры с А. А. Мейером в Кримкабе53 и со всей окружавшей его соловецкой интеллигенцией были вторым (но первым по значению) университетом. <…> Его исключительная образованность позволила ему быть одним из самых современных философов, работы которого о слове, аллегории, мифе кажутся написанными сегодня. Во всяком случае, его "Философские сочинения", вышедшие в Париже в 1982 г., производят впечатление написанных как бы со знанием работ Леви-Строса54, К. Юнга55, Б. Малиновского56 и А. Ф. Лосева, вышедших позднее, - настолько он предвосхитил их идеи".57

В 1939 г., через четыре года после освобождения А. А. Мейер умер.

1 В предыдущих редакциях - "Секрет", "Гимназия".

2 Анциферов Николай Павлович (1889-1959) - историк, культуролог, краевед, литературовед.

3 Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906-1999) - академик, литературовед.

4 Бахтин Михаил Михайлович (1895-1975) - литературовед.

5 Разговоры с Бахтиным // Человек. - М., 1993. - №6, - С. 151.

6 Федотов Георгий Петрович (1885-1951) - философ-публицист, с 1925г. в эмиграции.

7 Лихачев Д. С. Об Ал. Ал. Мейере // Вопросы философии. - М., 1992. - №7. - С. 92.

8 Мейер А. Правда и неправда социализма // Звезда. - 1993. - №3

Его же. Религиозный смысл мессианства. Петербургское религиозно-философское общество // Вопросы философии. - 1992. - №7.

Вопросы философии (переписка А. Ф. Лосева и А. А. Мейера) // Вопросы философии. - 2000. - №3.

Лосев Алексей Федорович (1893-1988) - философ и филолог.

9 Государственный архив Одесской области (далее - ГАОО). - Ф. 37. - Оп. 6. - Д. 59. - Л. 122 об. - 123.

10 Отчет Одесской 2-й прогимназии за 1873-74 уч. год. Одесса, 1874. - С. 14-15.

Новороссийский календарь на 1873 г. С. 57.

Новороссийский календарь на 1874 г. С. 64, 80.

Лебединцев А. Исторический очерк Одесской 2-й прогимназии. Одесса, 1882. - С. 31.

11 Там же. - С. 32.

Адрес-календарь Одесского градоначальства на 1877 г. - С. 60.

12 Историческая записка Одесской 2-й гимназии от основания в 1848 г. по 1881/82 уч. г. Одесса, 1882. С. 70.

13 Лебединцев А. Исторический очерк Одесской 2-й прогимназии. Одесса, 1882. - С. III-IV.

14 Лихачев Д. С. Об Ал. Ал. Мейере // Вопросы философии. - М., 1992. - №7. - С. 92.

15 Боград Яков Ефимович (Хаймович). Родился в 1878 г. Сын купца, женатого на сестре одесского зерноторговца М. Я. Менделевича. Двоюродная сестра Я. Бограда - жена Г. В. Плеханова. (К ним Яков ездил на студенческие каникулы.) Гимназию окончил в Одессе. В революционном движении с 1895 г. Неоднократно арестовывался. После 1906 г. эмигрировал. Учился в Берлине и Берне. Окончил университет со званием доктора философии и математических наук. В 1912 г. вернулся в Одессу. Организовал легальное издание социал-демократической (меньшевистской) газеты "Одесский курьер". В 1913 г. арестован и отправлен в Туруханский край. В дальнейшем революционная деятельность связана с Сибирью. В 1919 г. в Красноярске расстрелян белыми.

16 Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). - ДП. - 7 д-во. - Оп. 1895 г. - Д. 168. - Л. 100 об. - 101.

17 ГАОО. - Ф. 2. - Оп. 2. - Д. 2838. - Л. 4 об.

18 ГАРФ. - ДП. - 7 д-во. - Оп. 1895 г. - Д. 168. - Л. 137-137 об. Стилистика сохранена.

По поводу внешкольного чтения интересен пункт из решений педагогического совета 3-й гимназии: "Воспрещается ученикам гимназии пользоваться книгами частных библиотек, так как отсюда являлось чтение книг, не соответствующих ни возрасту, ни умственным силам, ни познаниям учащихся." (Отчет 3-й од. гимназии за 1883/84 уч. год. Одесса, 1885. - С. 6.)

19 ГАРФ. - ДП. - 7 д-во. - Оп. 1895 г. - Д. 168. - Л. 130.

20 Там же. - Л. 26.

21 Там же. - Л. 231.

22 Там же. - Л. 30 об., 35 об.

23 Там же. - Л. 31, 102.

25 Панасенко Н. Чуковский в Одессе // Егупец. - Киев, 2003. - №11. - С. 316, 318, 324.

26 Чуковский К. И. Дневник. 1936 - 1969. Собрание сочинений в 15 -ти т. т. - Т. 13 - М., 2007. - С. 222.

27 Чуковский К. И. Дневник. 1936 - 1969. Собрание сочинений в 15 -ти т. т. - Т. 13. - М., 2007. - С. 222-223.

28 ГАОО. - Ф. 2. - Оп. 2. - Д. 2838. - Л. 61, 63-63 об.

29 Разговоры с Бахтиным // Человек. - М., 1993. - №6, - С. 151.

30 Лихачев Д. С. Об Ал. Ал. Мейере // Вопросы философии. - М., 1992. - №7. - С. 92.

31 ГАОО. - Ф. 2. - Оп. 2. - Д. 2783. - Л. 6.

32 ГАОО. - Ф. 2. - Оп. 2. - Д. 2838. - Л. 2.

33 ГАОО. - Ф. 314. - Оп. 1. - Д. 237. - Л. 10-10об.

34 Там же. - Л. 12-12об.

35 Сведения о переменах в количестве поднадзорных к 15 марта 1902 г. Прибыли: Мейер Александр Александрович - из Шенкурска, Мейер Прасковья Васильевна - из Шенкурска.

ГАОО. - Ф. 2. - Оп. 2. - Д. 3172. - Л. 57 об.

36 ГАОО. - Ф. 2. - Оп. 2. - Д. 2837. - Л. 32, 48.

37 ГАОО. - Ф. 314. - Оп. 1 - Д. 251. - Л. 64.

В сведениях о переменах в списке поднадзорных к 15 июня А. Мейер значится убывшим в Раздельную, а к 15 октября - прибывшим из Раздельной. ГАОО. - Ф. 2. - Оп. 2. - Д. 3172. - Л. 112 об., 180.

38 ГАРФ. - ДП. - ОО. - Оп. 1903. - Д. 50. - Л. 80.

Дом сохранился под тем же номером. В. Ф. Пластинина - шенкурская знакомая. (См. Ел. Францева. Судьба "Максима" // "Челябинский рабочий". - 2003. - 10 июня. )

39 ГАОО. - Ф. 314. - Оп. 1. - Д. 210. - Л. 206.

На Коблевской ул. произошла сдвижка номеров и в каком именно доме жил Мейер - не установлено.

41 ГАОО. - Ф. 314. - Оп. 1. - Д. 259. - Л. 211.

42 Там же. - Л. 212. Вследствие переименования части улицы и перенумерации, сегодня это д.№3 по ул. 10 апреля.

43 ГАОО. - Ф. 314. - Оп. 1. - Д. 306. - Л. 76-76 об.

44 ГАОО. - Ф. 314. - Оп. 1. - Д. 259. - Л. 213.

45 Философы России XIX-XX ст. - М., 1995. - С. 378. 46 В ГАРФе хранится почтовая карточка, адресованная в Департамент Полиции (на почт. штемпеле - 31. 03. 12), с текстом, написанным печатными буквами: "Один из четырех преступников, скрывшихся [во] время Ташкентской революции, Александр А[лек]сандров Мейер, преспокойно сидит в Импе[ра]торской Публичной библиотеке и издевается над Правительством. Торопитесь проверить".

ГАРФ. - Ф. ДП. - ОО. - Оп. 1901. - Д. 262. - Л. 73.

47 Лихачев Д. С. Воспоминания. - СПб, 1995. - С. 223.

Русская философия. - М., 1995. - С. 291.

48 Летопись жизни и творчества / сост. Шаскольская М. П. // Жизнь и творчество Корнея Чуковского. - М., 1978. - С. 204.

49 Чуковский К. И. Дневник. 1936 - 1969. Собрание сочинений в 15 -ти т. т. - Т. 11. - М., 2006. - С. 125.

50 Там же. - С. 578.

51 Вольфила - Вольная философская академия - образована в 1919 г. в Петрограде. В одесских "Известиях" от 6 июля 1921г. помещена заметка: "<…> Вольфила устроила публичное собрание, в котором приняли участие Андрей Белый, Иванов-Разумник, А. А. Мейер и др. Выступавшие ораторы, характеризуя деятельность Наполеона, осветили с разных сторон вопрос о роли личности в истории. Завязавшийся диспут привлек живейшее внимании присутствовавшей публики. <…>"

52 Кружок возник в конце 1917 г. и просуществовал до 1928 г. По дню собраний сначала назывался "Вторник". Потом стали собираться по воскресеньям с соответствующим переименованием кружка.

53 Кримкаб - криминологический кабинет.

54 Леви-Строс Клод (р. 1908) - франц. Этнограф, социолог.

55 Юнг Карл Густав (1875-1961) - швейцарский философ, психолог.

56 Малиновский Бронислав Каспер (1884-1942) - англ. этнограф, социолог.

57 Лихачев Д. С. Воспоминания. - СПб, 1995. - С. 225, 227.

Мросты

 


У длинной Федоры
Сидел я в гостиной
И вел разговоры.
"В угоду народу,-
Сказала Мальвина,-
В огонь я и в воду"
и т. д1.

В этом стихотворении названы реальные знакомые Корнея Чуковского - сестры Мрост.2 Позже их имена он ввел в художественные произведения. Мальвина появилась уже в "Нынешнем Евгении Онегине" 3. Потом одна из глав "Гимназии"4, в которой фигурируют сестрица Франциска и сестрица Мальвина, названа "Зюзя и Тимоша. - Премудрая Мальвина". Ну, а "Федорино горе"5 известно всем с раннего детства.

Мальвина и Феодора окончили Мариинскую гимназию6 и работали учительницами. Корней Иванович дружил с их братом Давидом, учившимся в коммерческом училище.7 В дневнике и письмах Чуковский называет его Доней или Даней.

Из жизни Феодоры известны лишь два эпизода. В сентябре 1905 г. ее задержали со свертком нелегальной литературы: брошюры, прокламации, "Искра". Она дала городовому 5 рублей, чтоб отпустил, но он все же отвел ее в участок.8

В 1906 г. Ф. Мрост поступила вольнослушательницей на естественный факультет Новороссийского университета.9

В дневнике Чуковского о ней есть несколько упоминаний в начале 1901 г. "Оденусь и пойду звать Федору пройтись". "Федоре сказал, что сегодня читать с нею не буду".10 "Познакомился с Ф. Это скверно. Я ведь ее насквозь знаю. Знаю, какие [вырвана следующая страница. - Е. Ч.]"11

Имя Мальвины Марковны, причастной к деятельности всех одесских марксистских кружков, в воспоминаниях революционеров и полицейских архивах мелькает довольно часто. Впервые ее привлекли к дознанию в 1895 г. по одному делу с Тыченко, Мейером, Боградом и др.12 Для серьезного наказания достаточно данных не добыли и со 2 декабря 1895 г. отдали под особый надзор полиции по месту жительства, а именно, в Керчи, где Мальвина, к тому моменту, состояла домашней учительницей у детей купца У. М. Гинзбурга.13 Когда учебный год закончился, ей разрешили вернуться в Одессу к родителям (в июне 1896 г.)14

В 1897 г. в Одессе было два наиболее жизнедеятельных кружка: пересыпских швей и "трудников" (учащихся ремесленного училища "Труд"), тесно связанных между собой. Посещала их собрания и М. Мрост.15 Одновременно одесситы сотрудничали с николаевским Южно-русским рабочим союзом, одним из лидеров которого был Троцкий. Он жил, что называется, на два дома: то в Одессе, то в Николаеве и потом рассказывал Максу Истмену, что именно по совету Мальвины вернулся в Николаев накануне арестов. "Помню, Мальвина Марковна Мрост, (которую мы называли М в кубе), передала мне через другого товарища, что если я не уеду в ближайшие дни, то буду арестован".16 Это, правда, не помогло. Арестовали и его (22 января 1898 г.)17 и Мальвину Марковну (11 марта того же года)18

Дело в отношении Мрост по повелению царя от 12 мая 1899 г. было разрешено административным порядком "с тем, чтобы по вменении в наказание предварительного заключения, отдать под гласный надзор полиции в черте еврейской оседлости <…> на один год".19 В феврале 1900 г. пристав Александровского участка докладывал о результатах наблюдения одесскому полицеймейстеру: М. Мрост "поведения хорошего, образа жизни безупречного. <…> в предосудительных поступках <…> замечена не была".20

В мае того же года Мальвина Мрост освобождается от гласного надзора (с подчинением негласному)21 , а в октябре уезжает за границу.22 Подробности ее пребывания там не выяснены, но 5 ноября (23 окт.) 1901 г. Н. К. Крупская пишет К. И. Захаровой (за месяц до того приехавшей в Одессу для организации доставки "Искры"): "В Одессу только что поехала из Парижа Мальвина Марковна Мрост. <…> Она очень влиятельна в Одессе специально по сбору денег. Постарайтесь приблизить ее к нам. По-видимому, она не "борьбистка". Познакомиться сумеете через знакомых Аха".23

Познакомиться и приблизить получилось. И уже в феврале 1902 г. М. Мрост была арестована по делу одесской группы "Искры"24 (вместе с Захаровой и с группой). Захарова оставила описание их совместного пребывания в одесской тюрьме.

"М. М. Мрост вызывала какое-то особое отношение к себе со стороны всей администрации. Она внушала им какое-то почтение, обусловленное, возможно, тем, что в тюрьме ее знали раньше, как лицо, постоянно заботящееся о сидящих и хлопочущее о них. С Мрост мне пришлось просидеть весь одесский период заключения, если не считать непродолжительного перерыва, и я не могу до сих пор понять того морального влияния, какое она, в сущности, ничем не выделявшаяся девушка, имела на нашего главного тюремщика и начальника - памятного жандарма Усова.

Этот хитрый, отвратительный человек даже по внешнему обличью своему вызывал неприятное чувство: толстый, с гнусными масляными глазками, крадучись, как хищник, подходивший к камерам, чтобы выслеживать заключенных, проявлявший безмерную наглость по отношению к людям, не умевшим постоять за себя, он становился неузнаваемым, когда ему приходилось иметь дело с М. Мрост. Он потихоньку носил ей газеты, сообщал все, что узнавал в жандармском управлении или тюремной конторе, и даже, как это было в день нашей неожиданной отправки из тюрьмы, сам бегал в город по ее поручению. За свои долголетние скитания по тюрьмам я ни разу не встречала такого влияния заключенного на своего тюремщика. Это была психологическая загадка.

Этот жандарм, готовый на любую гнусность, чтобы выслужиться, терял свою самоуверенность, переступая порог камеры Мрост, и бывали случаи, когда она выгоняла его, запрещая являться к ней на глаза, если он не перестанет применять такие-то приемы, - и Усов смирялся после одного-двух дней внутренней борьбы. Вначале мы, сидящие, нередко обращались к Мальвине Марковне за содействием, чтобы обуздать Усова, но ей было очень тягостно особое отношение к ней Усова, и мы, в конце концов, старались щадить ее и избавить от переговоров с ним, которые обычно вела я, будучи избрана старостой. Следует отметить, что сам Усов боялся доносов на свои поблажки Мрост, так как, конечно, знал, что и газеты, и сведения, сообщаемые им ей, тотчас же становятся общим достоянием всех сидящих".25

В 1903 г. Мальвину Мрост выслали в Восточную Сибирь.26

Таким образом, учитывая, что она на 8 лет старше Чуковского, их серьезное общение наиболее вероятно в периоды: с 6 июня 1896 г. по 10 марта 1898 г., с конца мая 1899 г. по октябрь 1900 г., с октября 1901 г. по февраль 1902 г.

После II-го съезда РСДРП - меньшевичка.27

Зимой 1905 г. она в Берлине.28

В начале 1906-го - в Одессе. В квартире на Канатной улице, где жили Мальвина и Феодора Мрост, была партийная явка.29

В марте 1916 г. Мальвина Марковна, возвращаясь из Швейцарии, куда она ездила "по поручению богатого предпринимателя, с детьми которого занималась иностранными языками", заезжает в Копенгаген. Это уже по просьбе Л. Н. Радченко, чтобы ее дочь, живущую в Копенгагене с отцом, доставить к матери в Петроград.30

После революции оставалась учительницей.

2 ноября 1923 г. арестована по обвинению в антисоветской деятельности. (В деле фигурировало более 100 человек, в том числе, Илья Соколовский31, проходивший в 1898 г. по одному делу с Троцким и Мрост.) Вскоре была освобождена, а в апреле 1926 г. дело прекратили за недостаточностью доказательств.32

Однако, в фотоальбоме сайта "Российские социалисты и анархисты после Октября 1917 г." помещен групповой снимок (очень похожий на фото ссыльных), на котором есть и М. Мрост. В уголке подписано: "1927 г. Йошкар-Ола".

Перед войной Мальвина Марковна жила в Одессе и по-прежнему учительствовала. Как рассказывает ее внучатая племянница, по абсолютно аскетичной обстановке квартиры - одни книги - невозможно было догадаться, что тут живут две женщины (Мальвина и Феодора). Татьяне Мрост случилось встретить одного из бывших учеников Мальвины Марковны. Вспоминал он ее очень тепло, как человека исключительно образованного и интеллигентного.

По словам родственницы, Феодора и Мальвина Мрост погибли во время войны в гетто. Давид, вроде бы, еще до революции уехал в Америку.

1 Чуковский К. Дневник. Запись 3 марта 1901 г. // Собрание сочинений в 15-ти тт. - Т. 11. - М., 2006. - С. 26- 27.

2 Мальвина - 1874 г. р., Феодора - ок. 1881г. р.

3 Опубликован в "Одесских Новостях" 25 декабря 1904 г.  


"<…>
Горячий спор, холодный чай,
Кузина Зина и Мальвина,
Безусых лиц шумливый рой -
Знакома ль вам, читатель мой,
Сия прелестная картина?
<…>"
 

4 Издания 1938 и 1940 годов.

5 Впервые опубликовано в 1926 г. 6 Государственный архив Одесской области (далее - ГАОО). - Ф. 314. - Оп. 1. - Д. 54. - Л. 4, 4об.

Одес. Нов. - 1899. - 4 июня - С. 3. Феодора окончила гимназию с серебряной медалью.

7 Государственный архив Роcсийской федерации (далее - ГАРФ). - Ф. 102. - ДП, 7-е д-во. - Оп. 1898 г. - Д. 126, ч. 1. - Л. 84 об.

Давид - 1883 г. р. (ГАОО. - Ф. 359 - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 136 об. -137.)

8 ГАОО. - Ф. 314. - Оп. 1. - Д. 304. - Л. 201-202.

9 ГАОО. - Ф. 45. - Оп. 5. - Д. 9116.

10 Чуковский К. Дневник. // Собрание сочинений в 15-ти тт. - Т. 11. - М., 2006. - С. 26.

11 Там же, с. 37. 12 Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). - Ф. 102. - ДП 7-е д-во. - Оп. 1895г. - Д. 168, ч. 2. - Л. 14.

13 Там же, л. 30 об.

14 Там же, л. 28, 43.

15 Стратен В. В. Южно-русский рабочий союз в Одессе // Летопись революции. - 1924. - №2.

16 Российский государственный архив социально-политической истории (далее - РГАСПИ). - Ф. 325. - Оп. 1. - Д. 510. - Л. 7.

17 Письмо Троцкого Невскому от 5 авг. 1921 г. // Невский В. Южно-русский союз в городе Николаеве. - М., 1922. - С. 91.

18 ГАОО. - Ф. 2. - Оп. 2. - Д. 2932. - Л. 7-8 об.

19 ГАОО. - Ф. 314 Оп. 1. - Д. 54. - Л. 1.

20 Там же. - Л. 10.

21 Там же. - Л. 15.

22 ГАРФ. - Ф. 102. - ДП ОО. - Оп. 1900 г. - Д. 842. - Л. 2.

"Искра" с социал-демократическими организациями в России. 1900-1903 г. г. Сб. док. в 3-х томах. - Т. 1. - М., 1969. - С. 294.

Захарова (Цедербаум) Конкордия Ивановна (1878-1939) - агент "Искры", меньшевичка. Умерла в ссылке. Ах - Рязанов Н.(Гольдендах Давид Борисович ) (1870-1938) - социал-демократ, один из лидеров группы "Борьба". После II съезда РСДРП - меньшевик. Расстрелян.

"Борьбу" Захарова характеризовала так: "Группа эта в идейном отношении была близка к "Искре", но расходилась с ней в вопросах строительства партии". (Захарова-Цедербаум К. И. и Цедербаум С. И. Из эпохи "Искры". - М. -Л., 1926. - С. 21.)

24 Переписка В. И. Ленина и редакции газеты "Искра" с социал-демократическими организациями в России. 1900-1903 г. г. Сб. док. в 3-х томах. - Т. 3 - М., 1970. - С. 700.

25 Захарова-Цедербаум К. И. и Цедербаум С. И. Из эпохи "Искры". - М. -Л., 1926. - С. 30-31.

26 Переписка В. И. Ленина и редакции газеты "Искра" с социал-демократическими организациями в России. 1900-1903 г. г. Сб. док. В 3-х томах. - Т. 3 - М., 1970. - С. 700.

27 Там же.

28 Переписка В. И. Ленина и руководимых им учреждений РСДРП с партийными организациями. 1905-1907 г. г. г. - Т. 1, кн. 1. - М., 1979. - С. 213, 216.

29 Сухов А. Одесский порт в 1906 г. // Кандальный звон. - 1926. - №5. - С. 3.

30 Баранская Н. Странствие бездомных. М., 1999. - С. 166, 167.

"Союза борьбы за освобождение рабочего класса", агент "Искры", меньшевичка.

31 Соколовский Илья Львович (1875-1941) - брат первой жены Троцкого, с-д, журналист. 32 Дело №12022-п УСБУ в Одесской обл. Сообщено директором Одесского академического центра по программе "Одесский мартиролог" Л. В. Ковальчук.

Письма Я. М. Шатуновского К. И. Чуковскому

Яков Моисеевич Шатуновский1 интересен уже тем, что всю жизнь дружил с двумя очень знаменитыми и не любящими друг друга людьми: Троцким и Чуковским.

2 Вероятно в то время, когда тот жил у своего дяди-инженера (С. Краковщинского), выбирая между математикой и революцией, и заводя знакомства с рабочими.3 Шатуновский как раз работал на заводе Краковщинского слесарем-подмастерьем4 и был участником пересыпского кружка, с которым вскоре начал сотрудничать будущий Троцкий. Когда и как познакомились Шатуновский и Чуковский - не известно. Они не соученики, жили в разных районах. (Чуковский мигрировал в пределах Александровского участка. Шатуновский в 1897 г. жил на Коблевской, 2, в 1901 г. - на Нежинской, 47…) Скорее всего - через общих знакомых. Из хранящихся в Российской государственной библиотеке писем к Корнею Ивановичу, самое раннее датируется апрелем 1903 г. и из него видно, что у них уже более-менее сложившиеся отношения.

В июне 1901 г. Шатуновский подает прошение о зачислении его на отделение математических наук физико-математического факультета Императорского Новороссийского университета (далее - ИНУ). К стандартному тексту он добавляет: "В виду существующих ограничений относительно приема евреев, я позволю себе обратить внимание Вашего Превосходительства на прилагаемые три аттестата, из которых видно, по какому пути я, благодаря своему сильному желанию учиться, дошел до порога университета. Мои способности и то, что я отлично подготовлен к слушанию лекций по физико-математическому факультету могут в случае надобности засвидетельствовать редакторы журнала "Вестник оп[ытной] физики и эл[ементарной] математики" проф. В. А. Циммерман, и пр. -доц. В. Ф. Каган, и постоянный сотрудник этого журнала, оставленный при университете Е. Л. Буницкий".5

6 15 сентября, когда в графе "вероисповедание" записано: "евангелического", - он зачисляется в ИНУ. (Во втором семестре вместе с ним учится одноклассник Чуковского М. Кобецкий.7 ) Однако, уже в феврале 1902 г. Шатуновский увольняется, причем, прошение об увольнении подано через канцелярию градоначальника, т. е., проситель содержался под стражей.8 В череде арестов и зачислений прошли четыре учебных года. В 1905 г. из-за революционных событий занятий в университете не было и в 1906-м Яков уехал учиться в Берлин.9

Вернулся в Одессу "доктором математики Страсбургского университета" 10 "Одесские новости" опубликована статья Я. Шатуновского "Памяти друга" о М. Иглицком, застрелившимся 1 февраля. В ней упомянуто о том, что накануне смерти они целый вечер говорили о книгоиздательстве "Mатезис".) По крайней мере, с августа 1913-го до апреля 1915 г. он живет по адресу: Стурдзовский пер.,311 , т. е. в одном дворе с типографией Шпенцера и издательством "Матезис", специализировавшимся на издании книг по точным наукам. (Уполномоченным Товарищества "Книгоиздательство Матезис" был М. Шпенцер - двоюродный брат Троцкого.)12

Во время Октябрьской революции и гражданской войны Я. Шатуновский в Петрограде на военно-политической и хозяйственной работе.

Здесь же с осени 1917 г. постоянно живет и Корней Чуковский. У них сохраняются приятельские отношения. Есть упоминание о разговоре с Шатуновским в дневнике за 1918 г. между июнем и октябрем и 7 ноября1919 г.: "Пришел я домой /.../ - у меня Шатуновские. /.../ Они просидели до 11."13

В 1921 г. Чуковский с чтением лекций приезжает в Москву. В Москву к тому времени переехал и Яков Моисеевич. Они встречаются, и Чуковский в дневнике записывает: "Шатуновский <…> большевик, друг Троцкого, имеющий от Ленина магические бумаги, которые другому составили бы состояние, живет впроголодь, в маленьком номерочке "Метрополя". <…> Он весь полон электрификацией, говорит о ней наивно и прелестно".14

"слишком сдержанным". Он считал, что спасти город от умирания можно, лишь построив авральным методом ГЭС на Свири и Волхове, употребив для этого "меры крайние, героические, революционные". Свои предложения Шатуновский изложил в брошюре "Белый уголь и Революционный Питер".15 Ленин, проконсультировавшись с Кржижановским, в записке Троцкому оценил предложение как "декламацию и только". Троцкий послал Ленину специальное письмо по поводу брошюры Шатуновского и, по ленинскому выражению, был "настроен сугубо задирательно" .16 (Впервые эту переписку опубликовали в "Ленинском сборнике" в 1932 г. О Шатуновском там сказано, что он долгое время был активным троцкистом.17 )

Позже Шатуновский с женой и дочерью поселяется в Доме Правительства ("Дом на набережной"). Он занимает ответственные посты: член Основной транспортной комиссии при Совете Труда и Обороны, член промышленной секции Госплана, член коллегий наркоматов иностранных дел и путей сообщения; зав. кафедрой математики в Институте красной профессуры, председатель Совета по авиамоторостроению, член редколлегии журнала "Самолет"…18

Бывая в Москве, Чуковские всегда останавливались у Шатуновских19.

"Правда" и "Известия". Похоронен на Новодевичьем кладбище.

1 Родился 9 октября 1876 г. в г. Богучар Воронежской губ. Из вознесенских мещан.

2 Стратен В. Южно-русский рабочий союз в Одессе // Летопись революции. - 1924. - №2. - С. 206.

3 Троцкий Л. Моя жизнь. - М., 1991. - С. 113.

4 Государственный архив Одесской области (далее ГАОО). - Ф. 2. - Оп. 8. - Д. 738. - Л. 6 об. -7.

Циммерман Владимир Акимович (1866-1939) - математик.

Каган Вениамин Федорович (1869-1953) - математик.

Буницкий Евгений Леонидович (1874-1952) - математик.

6 ГАОО. - Ф. 45. - Оп. 5. - Д. 14767. - Л. 33.

полугодии 1901-1902 учебного года.)

8 ГАОО. - Ф. 45. - Оп. 5. - Д. 14767. - Л. 30-30 об.

9 Там же. - Л. 13.

10 Там же.

11 Там же. - Л. 1, 13.

книги и сотрудником математической секции государственного технико-теоретического издательства ( Некролог // Известия. - 1932. - 21 сент. - С. 4.)

13 Чуковский К. И. Дневник (1901 - 1921) // Собрание сочинений в 15 тт. - Т. 11. - М., 2006. - С. 228, 262.

14 Там же. - С. 336.

15 Издана ГИЗом в Москве в 1921 г.

16 Ленин В. И. Письмо Г. Е. Зиновьеву // Полное собрание сочинений. - Т. 52. - М., 1975. - С. 175.

"Ленинском сборнике" опубликовали не все, написанное вождем).

18 Ленин В. И. ПСС. - Т. 51. - М., 1975. - С. 530

Чуковский К., Чуковская Л. Переписка:1912 - 1969. М.,2003. - С. 133.

Чуковский Н. О том, что видел. М., 2005. - С. 404.

ГАОО. - Ф. 13. - Оп. 3. - Д. 552. - Л. 25.

"В Москве я промерзла страшно, но у Шатуновской оттаяла. Тут дивно. Генр<иетта> Сем<еновна> добра и трогательна до святости. И весь вечер она рассказывала о тебе. Интересно. Она будет твоим биографом". Г. С. Шатуновская (1885-1935) - жена Я. М. Шатуновского

(Чуковский К., Чуковская Л. Переписка:1912 - 1969. М.,2003. - С. 133.)

1

Я. Шатуновский - К. Чуковскому*

[апр. 1903 г.]

Дорогой Чуковский! Я вчера приходил узнать, как Вы отнеслись к "рухляди", которую я Вам передал. Помните, Вы сами вызвались оказать мне содействие; писал это юноша, несомненно, симпатичный и, мне кажется, способный - я к Вам ввиду всего этого и обратился. Пойти к Вам еще раз теперь не расположен, потому что вчера мне было неприятно. Прошу Вас поэтому сказать мне на лекции Волынского, годятся ли его писания, нуждаются ли в обработке или совершенно негодны. В последнем случае прошу Вас их там же мне возвратить. Если на лекции Волынского Вам это неудобно, то сделайте это как-нибудь иначе. Вас любящий Я. Шатуновский.

* Письмо написано по старой орфографии и не в строчку, как принято, а "меандром" (ломаной под прямым углом линией, образующей спираль).

Приезд А. Волынского в Одессу известен только один: 30 апреля 1903 г. он читал в "Унионе" лекцию "Что такое идеализм?" (Современные брожения в жизни и в искусстве). Одесские Новости. - 1903. - 30 апр. - С. 1.

В письме Николая Чуковского к отцу от 28 июня 1927 г. есть фраза: "Тут я вспомнил стихи его /Шатуновского - Н. П./ родственника, которые ты ругал". Возможно, "писания" принадлежали одному из братьев Якова Моисеевича: Гершу или Евелю.

2

Страсбург 25-го мая 1908.

Если это письмо покажется Вам слишком долгим, я прошу Вас прочесть в нем последние подчеркнутые строки.

Помните, как однажды после Вашего приезда из Лондона1, когда Ваши новые золотые часы сияли еще ярче солнца, мы шли вдвоем по дороге на Большой Фонтан к Богомольцу2 и говорили о приставе Панасике.

3 и нет уже многих славных справа и слева.

Православным уцелеть оказалось все-таки легче, а мы с Вами, хоть и слыли левыми, а все же уцелели.

Но уцелели различно. Один весь воссиял в сиянии славы, тень другого бесплодно жует бесплодную немецкую науку и не прочь бы ее хлебом закусывать.

Я уехал в Германию, потому что хотел все-таки довести до конца это затеянное по легкомыслию в ранней юности предприятие и все-таки окончить Университет. За 5 лет со времени поступления в Нов. Унив. я добрался до звания студ. 2-го курса и я не мог тянуть еще 15 лет, необходимых для того, чтобы при столь же благоприятном ходе обстоятельств Университет окончить.4

"Николаевский курьер", которая за это кое-что платила. 3 семестра прошли благополучно. Через 3 сем. вырисовывался конец, но не тут-то было.

Немецкие соц[иал]-дем[ократы] никогда в Берлине не объявляют, кто будет говорить в том или ином собрании, дабы было на всяких собраниях публики поровну, и я на них никогда не ходил, ибо уже давным-давно от соц. -дем. веры открестился, но однажды в виде исключения было объявлено, что в таком-то собрании будет говорить Бебель и я пошел послушать классического немецкого оратора.

Прусская полиция отличается от русской только буквой п , которая ее мало стесняет. По дороге из собрания, весьма, между прочим, мирного, меня остановил, в переводе на русский язык, господин в гороховом и свел в участок. Я был очень удивлен, что разрешенное собрание, происходящее под наблюдением полицейского чина, можно "вменить". Наивное удивление не наученного россиянина. Меня отпустили, а через несколько дней я в качестве "обременительного иностранца" получил предложение оставить пределы Пруссии. Вот тебе и Европа.

Было слишком обидно ехать назад в Россию, где мне бы не зачли моих немецких семестров, как не зачли в Германии русских. Перспектива начать опять звание студента 2 курса Нов. Унив. совсем не улыбалась и я уехал в Страсбург, чтобы все-таки, во что бы то ни стало окончить университет.

У меня были при этом кое-какие планы на счет желудочного иждивения - из этих планов ничего не вышло. Я продержался кое-как 4-й семестр. Теперь начало 5-го, мне нужно 6.

Так как тов. Вольф, вероятно, прилично заплатил за "От Чехова до наших дней" 5, т. к. Вам вообще повезло, то я решил попросить Вас подвезти и меня - недалече осталось, а ноги не служат.

После окончания унив. я сейчас же обеспечен уроками в одесских частных гимназиях6 и расплатиться смогу легко. Если у Вас своих денег все-таки нет, Вы можете достать. Чтобы заплатить теперь правослушание и кое-как продержаться мне нужно рублей 300. Эти деньги мне крайне необходимы, больше чем необходимы.

ответа.

Ваш Як. Шатуновский.

Мой адрес: Strassburg in Elgass Schiffmattweg 1.

Мой лучший привет Марье Борисовне.

1 Чуковский приехал из Лондона 24 сентября 1904 г.

"Искры", меньшевик.

3 Пристав Бульварного участка А. И. Панасик был известен жестоким обращением с политическими заключенными, за что 07. 05. 07 убит взрывом бомбы.

4 Надо сказать, что хоть революционная деятельность сильно замедляла процесс получения образования, но на полукурсовых испытаниях Шатуновский получил следующие отметки: письменный ответ по математике - 5, высшая алгебра - 5, аналитическая геометрия - 5, дифференциальное исчисление - 4 и химия - 5. (ГАОО. - Ф. 45. - Оп. 5. - Д. 14767. - Л. 4 об.)

5 Книга К. Чуковского "От Чехова до наших дней" вышла в 1908 г. тремя изданиями.

6 Очевидно, Шатуновский рассчитывал на своего друга М. Иглицкого, содержавшего частную гимназию.

3

Дорогой Корней Иванович! *

У нас была Лида1 серьезная, взрослая, я проводил ее на вокзал и ни в чем не убеждал. В 19 лет человек полон убеждений и не поддается на убеждения других. Когда ей надоест сидеть в Саратове, она во всякое время сможет вернуться.

Боба2 был у нас несколько раз. У него подросли усики и /нрзб./. Мы были ему рады. Были бы очень рады Вам. Почему Вы так редко выезжаете из своей Чукокалы, когда Борис Пильняк объехал Китай и Японию, а Владимир Маяковский объехал Мексику, Америку, Париж и Новую деревню. Совершите путешествие из Петербурга в Москву, будем рады рады.

* Письмо датировано по смыслу. В декабре 1926 г. Лидия Чуковская ехала в ссылку в Саратов. Подробнее об этом Л. Чуковская. Прочерк // Сочинения в 2 т. - Т. 1. - М., 2001. Кроме того, написано оно на нестандартном (длинном и узком) листе. На таком точно листе есть письмо от жены Шатуновского, датированное 19 декабря 1926 г.

1 Дочь Корнея Ивановича.

2 Борис - сын Корнея Ивановича.

4

сент. 1927 г. *

Ив. или Мар. Бор. поехать поездом до Рыбинска и Волгой до Саратова. Это хорошая прогулка и она должна дать в результате заявление1. Ваш Я. Шатуновский.

___________________________

* Датировано по почтовому штемпелю.

Почтовая карточка с оплаченным ответом. Адресована: Ленинград, писателю Корнею Чуковскому, автору "Крокодила" и др. (адрес в телефонной книжке). Наискось красным карандашом написано: "Кирочная, 7" 1 Шатуновский продолжал хлопотать об освобождении Лидии Чуковской, от которой требовали заявления с отказом от участия в контрреволюционных организациях.

5

Лечит меня много врачей и поэтому я принимаю в разное время дня следующие лекарства: диорексин, стрихнин, / неразборчиво еще два препарата - Н. П./, солицило-атофан, уголь, спермоль, делают прижигания в горле, электризацию, обтирания и еще, и еще. Кроме того, мне дают карльсбадскую соль, бот/нрзб./искую воду, "Правду" и журнал Горького "Наши достижения", может ли у человека, которого при всем этом не кормят и который получает утром 3 сырые морковки, один апельсин, вместо обеда горошек, составлявший гарнир к котлетам, а котлеты съедает няня, вместо ужина огурец в сметане и еще тертые сливы, и море простокваши, которую я не трогаю, может ли такой человек писать письмо, когда я в 9 вечера от усталости уже не стою на ногах, а уж сплю как лошадь (лошади спят с храпом). Один раз мне принесли прекрасный бифштекс с жареным картофелем, я его съел почти с тарелкой. Оказалось, что мне его дали по ошибке. Врачам это очень повредило, а мне ничего, но в этот день мне от радости тоже было не до письма, не до писания.

И поэтому вместо письма привет Вам и всем Вашим. Буду рад, если черкнете. Ваш Я. Шатуновский.

Кремлевская больница.

27/IV-29.

Наталья Панасенко

Главная