Приглашаем посетить сайт

Новые произведения Горького


! Внимание !

По требованию правообладателя, текст удален.

Ниже предоставлен небольшой кусок текста для ознакомления.

Прочитать текст возможно в печатной версии.
Например, в интернет-магазине ozon.ru


Отрывок текста для ознакомления



«Театральная Россия», № 12
1905

Это просто необъяснимо в Горьком. Вырваться из самой глуби, из недр жизни, и принести с собою какие-то кабинетные теории, логические системы какие-то. «Сюда», «наверх», к нам пришел он, обвеянный ветром степей и морей и принес с собой сложную и красивую диалектику – правда страстную, но все же чуждую жизни диалектику, которой место, казалось бы, в накуренных интеллигентских гостиных, в нашем комнатном выдуманном обиходе, а не «На плотах», не «В степи», не на «Ярмарке в Голтее»…

В последнее время, когда Горький написал риторического «Человека» и резонерских «Дачников» – рабская критика наша стала кричать о «падении», о «неожиданном переломе» его таланта… Это совершенное заблуждение. Горький всегда шел одной дорогой. Он всегда был резонером, теоретическим человеком. Он никогда не рассказывал, он всегда доказывал. Спор – любимая форма его произведений. Да и что такое его драмы, как не целый ряд теоретических диалогов, чего-то вроде древних платоновских, сократовских диалогов, – с редкими иллюстрациями. Это мне хорошее слово под перо попалось: иллюстрация. Подобно тому, как картинки в книжках, служащие пояснением текста, не имеют самостоятельного значения, так и все эти Мальвы, Каины, Артемы, Челкаши – интересуют Горького лишь постольку, поскольку они имеют отношение к тексту его книги, книги философской, отвлеченной – книги под заглавием «Личность и Энергия». Хотите примеров? Варенька Олесова – иллюстрация к положению о преимуществах душевной мощи пред культурной мыслью; Мой спутник – иллюстрация к положению о преимуществах душевной мощи пред добротою и любовью; Челкаш – о преимуществах душевной мощи пред нравственностью; Сокол – пред культурной осмотрительностью и т. д. Правда, все эти образы ярки и прекрасны сами по себе, в них угадывается страстный и сильный художник, – но все же самостоятельно они не живут, не дышат; роль их – роль служебная, роль иллюстраций. Правда и то, что картинки бывают порою лучше самого текста, – с Горьким это и произошло, – но для самого-то автора, для души его, для его характера текст куда важнее иллюстраций...

...

Раздел сайта:
Главная