Приглашаем посетить сайт
Херасков (heraskov.lit-info.ru)

Кочеткова А.: Диссертация.
Заключение

Введение
Глава I. Методологические основы
Глава II. Литературная ситуация
Заключение
Литература
Таблица: "Литературно-критические выступления"

Заключение

В литературной критике начала ХХ века К. Чуковский оставил заметный след. О его месте и роли в литературном процессе высказался В. Брюсов - интерпретации Чуковского редактор "Весов" считал необходимым противовесом собственной "академической" критике и "злобствующей критике Антона Крайнего"1. Статьи, посвященные творчеству отечественных и зарубежных писателей, представляют собой интересную конкретизацию мировой литературы в контексте русского модернизма. Кроме того, неизменный интерес критика вызывала сфера массовой литературы и ее потребителей - образцы анализа этой части культурного спектра даны в статьях "Вербицкая" (1910) и "Нат Пинкертон и современная литература" (1908). Выступления Чуковского, посвященные современной литературной ситуации, неизменно исполнены публицистического пафоса и его мнение удивительно созвучно позиции авторов сборника "Вехи": только внутренней духовной жизни личности надлежит быть основанием общественного бытия2.

Работы критика отличает стремление определить черты конкретной индивидуальности, "души" художника, особенности писательского "жизнечувствия". Ассонансный "жизнетворчеству" младосимволистов термин "жизнечувствие" означает синтезирующее, по преимуществу интуитивное, восприятие окружающего мира. В системе воззрений Чуковского "цельность", всеохват и непреднамеренность мироощущения являются организующим принципом специфической иерархической структуры, в которой корреляты гений и талант противопоставлены имитатору. Свою задачу критик видит в наблюдении динамики общественных процессов с тем, чтобы обозначить социокультурный сдвиг, когда на первый план искусства выступает какой-либо из членов оппозиции, а другие отходят на периферию.

Как показало предпринятое диссертационное исследование, система Самоцели, источниками которой стали философские доктрины И. Канта, Ф. Ницше, а также импрессионистическое искусство начала ХХ века, основное внимание уделяет субъекту восприятия. Будучи методологической базой "универсальной" критики, эстетическая концепция Чуковского определяет читательскую направленность его писаний: от названия рубрики "Заметки читателя", которую критик вел в течение многих лет в провинциальных и столичных изданиях, до выбора жанров (характеристика, литературный портрет требуют повышенной сосредоточенности реципиента). Поскольку возможность сотворчества читателя постулируется самой природой словесного произведения, задача критика заключается в том, чтобы указать опорные точки читательской интерпретации. Критическое творчество Чуковского обращено к широкой аудитории, о чем свидетельствует повышенная насыщенность его работ культурно-историческими и литературными ассоциациями, отсылками к общеизвестным произведениям классики и современности; вместе с тем, синтетическая манера, использующая традиции ярмарочного, площадного искусства (лубка) и творческого поведения (амплуа юродивого), за редким исключением, не была оценена адекватно даже в высокоинтеллектуальной литературной среде3 Тяготение к. выявлению универсальной сущности писателя в сочетании с композиционной антиномичностью статей и игровой манерой порождало впечатление деформации, гротескного искажения воссоздаваемого облика.

Дидактическое антиповедение, по мнению современных исследователей, привлекает внимание многих современников критика возможностью парадоксального утверждения абсолютного идеала. В отличие от футуристов, чей поведенческий экстремизм лишен идеального полюса4, Чуковский сохраняет представление об абсолюте, основанное на кантовской триаде "истина-добро-красота". Внимание к гносеологическим проблемам, стремление к установлению инвариантов через изучение их вариативных проявлений становится характерной приметой метода "универсальной" критики, формировавшегося в контексте искусства символизма. Кроме того, пристальный интерес Чуковского вызывает творчество, рассматриваемое как родственная игре деятельность, которой по природе присущи черты самоцели. Размышляя о методологических принципах литературной критики в ходе дискуссий первого десятилетия ХХ века о судьбах этого рода словесности, критик утверждает приоритет эстетических критериев оценки художественных произведений. К концу 1900-х годов проявляется отличительная черта критических разборов Чуковского - анализ писательского языка и стиля, на основе которого выносятся суждения о состоянии "души" современных художников слова.

Сознавая трафаретность господствующих в литературе подходов, Чуковский незамедлительно вступает с ними в полемику - так возникают травестийные модификации истории русской интеллигенции Р. Иванова-Разумника (сборник "От Чехова до наших дней") или утопии соборного творчества Вяч. Иванова (статья "Нат Пинкертон и современная литература"). Переводчик У. Уитмена проповедует совершенный образец общественного устройства, восходящий к платоновской демократии. Своеобразная утопия критика, обращенная, как и его представления о природе слова, к традиции, встречает сопротивление со стороны представителей авангардного искусства: "Чуковский <…> предложил нам соснуть в участке Уитмена и какой-то кратии" 5.

Оригинальные литературно-критические сочинения Чуковского имеют синтетическую жанровую природу и сочетают признаки устного выступления (лекции), эссе и фельетона. "Критические рассказы" являются одним из примеров критической прозы начала ХХ века, начало активному изучению которой было положено в обширном исследовании Д. Максимова6. Нацеленность на игру с читателем, интенсивная афористичность, ассоциативная образность, наличие постоянных мотивов делают чрезвычайно перспективным исследование поэтики текстов критика, предваряя которое, можно сделать ряд замечаний.

В период формирования самобытной формы критического высказывания актуальным для Чуковского остается ведущий принцип импрессионизма - ориентация на воспринимающее сознание, что влечет за собой стремление передать собственное впечатление, эмоционально воздействовать на читателя. Своеобразие прототипических для "критических рассказов" жанров эссе и фельетона обусловлено повествовательной установкой.

Эссеистический стиль, приметами которого являются разговорная интонация и лексика, привлекает внимание к личности автора субъективно окрашенного сочинения7. Пристрастие к "эссеям" (в оригинальной орфографии литератора) Чуковский сохранит до последних дней. В 1962 году в речи, произнесенной на церемонии присуждения степени доктора литературы Оксфордского университета, он отмечает особую форму и стиль эссеистики, и с сожалением констатирует, что питающаяся традициями публицистики "русская критика всех направлений в сущности не знает эссеев. Методы эссеистов ей чужды"8.

Английская эссеистика, на которую ориентировался Чуковский, тесно связана с журналистикой, благодаря чему изначально приватный жанр ("Essaise", "опыты" М. Монтеня) получил широкое распространение9. В современном зарубежном литературоведении эссе рассматривается как преимущественно информативная литературная форма. Среди отличительных признаков упоминают нарративное начало (по характеру его проявления выделяются типы "повествовательного", "разъясняющего", "дискуссионного" и "эссе-размышления"), простоту, ясность изложения и стремление активно воздействовать на реципиента. Как пишет Р. Ди Янни, большинство авторов эссе пытаются убедить читателей в чем-либо10.

Фельетон окончательно оформился в отечественной критике с середины ХIХ века и, согласно формулировке Б. Егорова, превратился "в живой рассказ о чем угодно: о погоде, о психологии, о фактах европейской и русской жизни, главным образом анекдотического характера", с фрагментами анализа литературных произведений11. Отношение современников Чуковского к газетному жанру противоречиво и варьируется от пренебрежительного отрицания (А. Белый) до внимательного изучения. Так, по мнению Н. Рыковой, М. Волошин при написании статей, составивших книгу "Лики творчества", исследует возможности эссе и фельетона. Последний определяется как преображенная живая речь: "Писатель и читатель в фельетоне равны. Не беседа, а разговор, болтовня (causerie). Но болтовня очень серьезная. Фельетон, касаясь вещей временных и текущих, открывает в них вечное" 12.

В работах о современных писателях Чуковский, несомненно, использует опыт так называемой "массовой" газетно-журнальной критики13. Наиболее ярко это проявляется в названиях статей, сохраняющих признаки газетных заголовков. Они являются особым средством речевого воздействия и языковой игры14"Взгляд и нечто", "Невский проспект", "Третий сорт", "Навьи чары мелкого беса" и пр. Наряду с этим, устанавливается дистанция по отношению к жанровым экспериментам отдельных представителей фельетонной критики, например, к "беллетристическим репортажам" А. Измайлова, которые, помимо критических оценок, включали биографические подробности о писателях, анекдоты, пародии15.

Художественное или "беллетристическое" повествовательное начало своих сочинений Чуковский акцентирует в предисловии к первому изданию "Критических рассказов": "Автора этой книжки очень часто обвиняли в том, что его статьи есть, в сущности, беллетристика. Отсюда и заглавие…"16 критика, "от чужого лица… от лица "Моего Современника"". Таким образом, становится очевидна стратегия игрового взаимодействия с читателем, подчеркнутая замечанием: "в критике это недопустимо, но ведь на то у меня и "рассказы""17. Плодотворным следует признать исследование поэтики игры и масковой образности в интерпретациях Чуковского. Теоретическое обоснование подобная работа получает в трудах отечественных и зарубежных ученых: Вяч. Иванова, М. Бахтина, Вс. Иванова, А. Михайловой, Е. Ковтуна, С. Исаева, К. Леви-Стросса и др.18. Кроме того, актуальной задачей представляется анализ отношений автора и героя (повествователя) критического произведения, особенностей проявления внутренней диалогичности в оценочном высказывании и ее влияния на диалог критика с аудиторией. Опорой подобного исследования должны стать фундаментальные труды М. Бахтина, В. Прозорова, Б. Бурсова, Е. Прохорова, Б. Егорова, Ю. Борева, посвященные теории литературного диалога и поэтике литературной критики. Пристальное изучение трансформации устоявшихся традиционных форм искусства интерпретации и оценки, а так же стилистических и композиционных особенностей критических сочинений К. Чуковского, в соотнесении с творчеством Ю. Айхенвальда, М. Волошина, И. Анненского, А. Измайлова, Н. Абрамовича, П. Пильского, сулит немало интересных и важных заключений о мастерстве литературной критики серебряного века.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Письма Валерия Брюсова //Чуковский К. Из воспоминаний. М., 1959. С. 454.

3 См. эпистолярный отклик С. А. Венгерова на книгу "От Чехова до наших дней": "Вы прирожденный гамен, и это очень ценно… ничто так не убивает всякую пошлость, как персифлаж гаменов" (Чуковский К. И. Собр. соч.: В 15 т. М., 2002. Т. 6. С. 24).

4 Иванюшина И. Ю. Русский футуризм: идеология, поэтика, прагматика. Саратов, 2003. С. 218.

5 Хлебников В. [Полемические заметки 1913 года] //Хлебников В. В. Неизданные произведения. М., 1940. С. 343.

6 Максимов Д. Е. Поэзия и проза А. Блока. Л., 1981. С. 192-415.

8 Чуковский К. Русскими глазами (Оксфордская речь) //Чуковский К. И. Собр. соч.: В 15 т. М., 2001. Т. 3. С. 492.

9 См.: "When we reach the 18th century, we find the essay suddenly become a dominant force in English literature. It made its appearance almost as a new thing, and in combination with the earliest development of journalism" (Essay, essayist //The encyclop?dia Britannica. 14th ed. London, 1929. Vol. 8. P. 716-717).

10 The primary purpose of essays is not to delight or move us,.. but to instruct and persuade us <…>Instead of the suggestiveness of language and concern with symbolic form associated with the other genres, the essay is typically more direct and explicit <…>In choosing the essay form, in fact, writers signal their intention to persuade us of their views <…>We can classify essays in a rough way as speculative, argumentative, narrative, and expository (Reading Essays //DiYanni R. Literature: Reading fiction, poetry, drama, and the essay. London, N-Y. 1990. P. 1523 - 1547.).

11 Егоров Б. Ф. О мастерстве литературной критики: Жанры. Композиция. Стиль. Л., 1980. С. 159.

13 О термине см.: Книгин И. А. История русской литературной критики. Ч. 2. Программа курса //Русская литературная критика. Саратов, 1994. С. 37.

14 Ванькаева А. Ю. Заголовки как средство речевого воздействия (на материале газеты "Аргументы и Факты" //Филологические этюды: Сб. статей молодых ученых, посвященный 100-летию со дня рождения Г. А. Гуковского. Вып. 6. Саратов, 2003. С. 280-284.

15 Тяпков С. Н. А. А. Измайлов //Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. М., 1992. Т. 2. С. 403.

16 Чуковский К. Критические рассказы. Кн. 1. Спб., 1911. С. 5.

"Владимир Короленко как художник" к переизданию, Чуковский предуведомляет читателя об этом: "… я предоставляю слово коллективному герою тогдашних книг" //Чуковский К. И. Собр. соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 181.

гос. ун-та. 2000. №1. С. 5-11. Приводится библиография работ, посвященных этой проблеме.

Введение
Глава I. Методологические основы
Глава II. Литературная ситуация
Заключение
Литература
Таблица: "Литературно-критические выступления"

Раздел сайта:
Главная