Приглашаем посетить сайт
Вяземский (vyazemskiy.lit-info.ru)

Сильный Лукиан: Обвинительный акт против Леонида Андреева

Вестник литературы, № 5
1908

По случаю десятилетия литературной деятельности Леонида Андреева популярному писателю предъявлен... обвинительный акт.

Объекты обвинения: во-первых - нарочитая злободневность трагичности в выборе тем; во-вторых - репортерная восприимчивость к событиям дня и в-третьих - подлаживание под вкусы публики.

Обвинителем является известный критик К. Чуковский.

В формальном обвинительном акте, занимающем вторую главу только что вышедшей книги "Андреев, большой и маленький" (К. Чуковский. Леонид Андреев большой и маленький, СПБ, 1908), прокурор-обвинитель снисходительно признает за Леонидом Андреевым право именоваться великим художником, но... отнюдь не на основании "Красного Смеха", "Губернатора", "Так было" или "Царь-голода", а на основании "тех вещей, которые прошли совершенно незаметно" (??!) и тех идей, "которые, может быть, Андреев и сам не замечает в себе" (??!).

Строгий обвинитель, указывая на даты появления "Красного Смеха", "Губернатора", "Так было" и сопоставляя эти даты событиями данного времени, с ужасом отмечает, что "Андреев изготовляет свои мировые трагедии "по заказу" и соответственно "спросу". Когда была война - появился "Красный смех", когда пришла свобода, - появился "Губернатор", когда началась революция, - появилось "Так было", когда революция кончилась - появился "Царь-голод". В этом прокурор-обвинитель Чуковский усматривает… нарушение основных законов изящной литературы, "лихую ремесленность в современном изготовлении заказанных публикой трагедий".

По Чуковскому выходит, что Андреев не имел права касаться таких тем, которые волнуют общество. Очевидно, во время войны он бы должен писать, например, о прелести неаполитанских огурцов, а во время революции - о синих миндалях, ибо публика, которая во время войны интересуется войною, а во время революции - революцией, это... обезьяна. И Андреев обвиняется г. Чуковским в том, что он "дрожит перед этой обезьяной и всячески старается ей угодить, и во всем ее слушается, и все свои трагедии изготовляет для нее"...

Странное обвинение!

Можно указывать на недостатки "Красного Смеха", "Губернатора", "Царь-голода", можно доказывать, что эти произведения стоят ниже других произведений Андреева, что они даже совсем слабы, но обвинять Андреева в том, что он является отзывчивым писателем, что он старается отразить в художественном произведении, в своих рассказах, современную русскую действительность - это, по меньшей мере, неосторожно. Это могли делать в свое время цензора, усердно предлагавшие "не касаться современных тем", но этого не должны бы делать критики и те, которые, так или иначе, причастны к критике...

Г. Чуковский, - как я уже отметил при оценке его книги "От Чехова до наших дней", - писатель безусловно талантливый и оригинальный. Талант и оригинальность он проявил и в своем обвинительном акте. Но насколько основательны обвинения Чуковского - другое дело. Русская изящная литература тем и сильна, что она всегда отражала интересы современного общества. Великим русским писателям именно ставят в заслугу то, что они чутко всегда прислушивались к общественному мнению, писали о том, что волновало общество. А г. Чуковский требует от Андреева, чтобы он заткнул уши и закрыл глаза на то, что творится вокруг. Чуковскому хотелось бы, чтобы Андреев, став писателем в футляре, чуждался бы всего, что современно, - иначе он обратится-де в... репортера и при том репортера для... обезьян.

Лукиан Сильный

Раздел сайта:
Главная